Савельев А.В.: "ПЛОХИЕ УСЛОВИЯ – НЕ ПОВОД РАБОТАТЬ ПЛОХО. Это повод стремиться улучшить условия"

17.03.2011 20:27
Некоммерческое партнерство строителей Сибирского региона стало первым в Новосибирской области, получившим статус строительной саморегулируемой организации (случилось это еще в сентябре 2009 года). Без какой-либо заметной рекламы, не спеша, СРО НП ССР набрало в свои ряды более трехсот компаний, в число которых вошло около 40 фирм из соседних регионов и одна компания из Москвы. Один из секретов этого тихого, но явного успеха – в отсутствии стремления к успеху. Руководство и члены Совета СРО НП ССР твердо уверены: установленная государством система СРО, про которую сегодня много говорят и спорят, то возлагая на нее несбыточные надежды, то обвиняя ее в самых страшных грехах – важная, но отнюдь не самая главная часть жизни строительного бизнеса. О том, чем на самом деле должны заниматься саморегулируемые организации, об истинной ценности административного планирования в условиях рыночной экономики, о состоянии строительного рынка – каким нам бы хотелось его видеть и каково оно в реальности, в беседе с нашим корреспондентом рассказал президент СРО НП Строителей Сибирского региона, член ревизионной комиссии Национального объединения строителей Александр САВЕЛЬЕВ.

«Всегда нам надо бороться, что-то преодолевать…»

- Александр Владимирович, чем, скорее, для вас является работа в системе саморегулирования - соблюдением «правил игры», установленных сверху («по-прежнему надо строить, только вместо лицензий теперь требуется отладить выдачу допусков»), или вы находите в ней новые возможности для организации строительного бизнеса, для качественного изменения взаимоотношений между производителями и потребителями строительной продукции?
- Сложный вопрос, особенно если учесть, что саморегулирование зародилось у нас революционным путем, было введено «сверху» в виде известных федеральных законов 315-ФЗ и 148-ФЗ. Этими законами и были внедрены основные нормы саморегулирования в строительной отрасли. Думаю, все проблемы, возникающие сегодня в связи с формированием саморегулируемых организаций, с отладкой работы системы СРО в целом – все они связаны именно с «революционным» способом внедрения системы, из-за которого нам приходится теперь преодолевать многие трудности, которых при ином, «эволюционном» подходе к делу могло бы вообще не быть. Но такова, видимо, особенность нашего национального менталитета. Всегда нам надо бороться, что-то преодолевать. Что касается лично моего вхождения в систему СРО, то ничего особо «идейного» в этом не было. И никаких радужных иллюзий у нас с коллегами по этому поводу не возникало. Скорее, мы встраивались в новые, установленные государством «правила игры» на строительном рынке. Адаптировались к изменяющейся среде. Как можно оценить само по себе это «изменение среды» - вопрос отдельный… Да, лицензирование во многом изжило себя. Вместе с тем, думаю, сегодня никто не возьмется однозначно утверждать, что саморегулирование – это прекрасный инструмент управления и контроля в строительном бизнесе, который позволил решить все насущные проблемы отрасли. Я не могу понять, отчего многие вдруг подумали, что внедрение СРО в принципе будет способно решить целую кучу проблем. У системы СРО изначально достаточно узкие задачи. Главная задача – это регулирование допуска компаний на рынок. Три «зоны ответственности» СРО

- А что входит, помимо выдачи допуска к работам?
- Еще законодательно декларируется некая «защита интересов профессионального сообщества». То есть некоммерческое партнерство должно стоять на страже «интересов» входящих в его состав фирм. Но в чем конкретно должна выражаться эта «защита» - никто не поясняет. Что значит «интересы»? У каждой строительной компании они могут быть свои.
Естественно, если какие-то компании, входящие в состав СРО НП Строителей Сибирского региона, обращаются к нам за помощью – мы не отказываем, стараемся оказать реальную поддержку по мере своих сил и возможностей. Но это не наша обязанность, это делается на основе доброй воли. А обязанности в этом плане закон трактует чересчур расплывчато.
И, наконец, третья «зона ответственности» строительных саморегулируемых организаций - подготовка, переподготовка кадров. Скоро должна начаться тотальная переаттестация кадров во всех компаниях, которые на сегодняшний день имеют допуски СРО. В Новосибирской области уже есть специализированные организации, аккредитованные для проведения аттестации. В том числе и наш учебный центр, созданный при СРО НП Строителей Сибирского региона. Он так и называется – «Учебный центр строителей Сибирского региона».
Работа по аттестации могла бы стартовать уже с 1 марта, но, к сожалению, она задерживается из-за неподготовленности соответствующего набора тестов. Не проработана до конца и сама процедура тестирования. Много вопросов. Надеюсь, в ближайшее время они будут так или иначе решены.

Почему деньгами строителей пользуются банки?

- Еще одна острая тема «внутри» саморегулирования – компенсационные фонды СРО. Они ведь по-прежнему лежат на депозитах, не принося строителям никакой пользы?
- Да. Этот вопрос станет темой для обсуждения на очередном съезде НОСТРОЙ. Мы, со своей стороны, готовим ряд предложений.
Действующее законодательство никак не позволяет использовать компенсационный фонд (кроме редких случаев, когда возникает необходимость выплаты компенсаций). В масштабах страны, кстати, это довольно приличные деньги, порядка 40 млрд. рублей. А в компенсационных фондах новосибирских СРО «заморожено» примерно 500 миллионов рублей. Эти средства могли бы работать на строителей, но в реальности они приносят пользу только банкам, потому что размещены они на депозитных вкладах. Плохо, что кровные деньги строителей оторваны от использования в стройкомплексе. Об этой проблеме уже говорили многие лидеры нашего профессионального сообщества, в том числе и президент НОСТРОЙ Ефим Басин…

- Хоть проценты-то от депозитов можно использовать?
- Нет, даже это нельзя. По закону, все проценты идут на прирост того же компенсационного фонда. Чтобы изменить ситуацию, надо скорректировать действующее законодательство. Иначе никак.

- И какие могут быть изменения?
- Например, чтобы средства компенсационных фондов можно было использовать в качестве гарантийного обеспечения при получении целевых кредитов. Кстати, не так давно предоставление государственных гарантий при кредитовании было одной из форм господдержки строительных предприятий Новосибирской области. Правда, широкого практического распространения такая поддержка не получила, и мало кто ей воспользовался. Насколько я помню, из 24 обратившихся компаний получило госгарантии по кредитам только пять или шесть. И банки не проявляли «лишней» активности, понимая: случись что, истребовать деньги из областного бюджета будет очень сложно…
Вообще, возвращаясь к возможным вариантам использования средств компенсационных фондов, надо признать: не такие уже это большие деньги в масштабах всего стройкомплекса. Сравните те же 500 миллионов рублей компенсационных фондов СРО Новосибирской области и официальный оборот отрасли в 2008 году – 55 миллиардов рублей. 500 миллионов – меньше одного процента…

Компенсационного фонда хватит «на поддержание штанов»

- Так стоит ли игра свеч? Стоит ли проделывать многотрудные пути к использованию компенсационных фондов?
- Иногда фирмам нужны деньги хотя бы «на поддержание штанов». Чтобы элементарно выжить, не растерять специалистов и пр. Тут и 500 миллионов на весь регион лишними не покажутся. В любом случае, это очевидная несправедливость: у строителей сегодня постоянный дефицит финансовых ресурсов, и в этих условиях их деньги используются сторонними структурами и в совершенно «нестроительных» целях! Банки ведь и сейчас застройщиков не кредитуют, мы у них по-прежнему в «черном списке». Банкиры предпочитают развивать «мелкое» потребительское кредитование, а при таком подходе эти депозитные деньги даже окольными путями до строительных компаний не доберутся, уплывут совсем в другие сферы.
С учетом всех этих факторов работать над изменением режима хранения и использования компенсационных фондов, по-моему, все-таки имеет смысл.

Саморегулирование хорошо «прочистило» рынок

- Получается так, что саморегулирование пока еще само по себе недостаточно «отрегулировано». Тем не менее, самое горячее и насущное все-таки сделано, вопреки прогнозам скептиков: допуски выданы, контроль ведется. Александр Владимирович, какой еще положительный опыт работы появился к настоящему времени в системе СРО?
- Могу назвать задачу, с которой система СРО к настоящему времени уже справилась, и справилась неплохо. Речь - о «прочистке» строительного рынка, об удалении с него мелких сомнительных, откровенно недобросовестных фирм. Это хорошо видно на примере нашего региона. До недавнего времени в Новосибирской области, по данным лицензионного центра, действовало более 5 тысяч организаций, имеющих лицензию на право выполнения строительных работ. Теперь мы перешли на саморегулирование – и вместо пяти тысяч фирм имеем не более полутора тысяч, которые получили от своих НП-СРО допуски к работам, влияющим на безопасность объектов капитального строительства. Аферистов и безответственных фирм-однодневок стало в разы меньше. Это – несомненный плюс, который принесло с собой саморегулирование. Однако нерешенных проблем больше. Есть и новые проблемы, связанные со СРО (хотя, строго говоря, похожие вещи наблюдались и в последние годы лицензирования). В частности, сегодня в рамках внедрения системы СРО идет процесс совершенно неоправданной, на мой взгляд, концентрации власти и полномочий в Москве.

- Вы имеете в виду деятельность Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), в который сегодня по закону обязана входить каждая российская строительная саморегулируемая организация?
- Да, я имею в виду НОСТРОЙ. В нем уже создано 19 комитетов, полномочия его всё расширяются и расширяются, финансовые ресурсы, сосредотачиваемые в нем, всё увеличиваются. Понимаете, мы породили новый клан – общественных чиновников, работающих в сфере саморегулирования. Они пришли на смену государственным чиновникам, выдававшим лицензии.

НОСТРОЙ не заменит Госстрой

- Александр Владимирович, я правильно понимаю, что сегодня единого государственного органа управления строительным комплексом, каковым раньше являлся Госстрой России – просто не существует?
- Ну почему же, в Минрегионразвития РФ действуют подразделения, в какой-то мере занимаются регулированием работы строительного комплекса…

- Но все-таки такого единого руководящего органа, как Госстрой – нет.
- Такого, как Госстрой, конечно, нет.

- А НОСТРОЙ мог бы взять на себя его функции, хотя бы отчасти?
- Не мог бы. У Национального объединения в целом достаточно ясные задачи, и они не пересекаются с теми задачами, которые призваны решать органы государственной власти. Ничего «лишнего» НОСТРОЙ на себя не возьмет, он не имеет на это права.

Тем не менее, НОСТРОЙ достаточно активно участвует в жизни строительного сообщества, работая в том числе и над решением тех проблем, которые больше всего волнуют строителей вне зависимости от положения дел в саморегулировании. В частности, над внесением изменений в 94-й федеральный закон о госзакупках. Этот закон скрывает в себе большие проблемы для нас. Сегодня многие и средние, и крупные организации участвуют в электронных торгах, стремясь получить оплаченные государственные подряды. Но «благодаря» данному закону очень часто побеждают в торгах, мягко говоря, не самые достойные компании.
За пять лет, прошедших с момента принятия закона, он стал «лидером» по количеству внесенных поправок (мы посчитали: с 2005 года по настоящее время – 23 изменения!). Его постоянно изменяют, но всё равно в нем остаются те вещи, которые мешают нормальной работе реального сектора экономики.

Закону о госзакупках пора «прозреть»

- Вы имеете в виду удивительно живучий принцип отбора подрядчиков, основывающийся на минимальной цене выполняемых работ?
- Да, закон по-прежнему слепо защищает государственные средства от перерасхода, не учитывая другие, не менее важные критерии. При этом он никак не препятствует участию в электронных торгах компаний, у которых в буквальном смысле нет ничего для выполнения государственного или муниципального заказа, кроме бумаги, авторучки и фирменной печати.
Сегодня строительное сообщество в лице Национального объединения инициирует внесение трех важных поправок в 94-ФЗ (насколько мне известно, они уже активно обсуждаются в Государственной Думе). Первая поправка предполагает введение в закон требования о проведении обязательной предварительной квалификации участников аукционов. Это не наша выдумка, это использование уже накопленного мирового опыта. Во всех цивилизованных странах строительная компания, претендующая на получение государственного или муниципального заказа, обязана пройти процедуру предварительной квалификации. Компанию изучают уполномоченные комиссии (в составе которых присутствуют и представители саморегулируемых организаций). В процессе изучения выясняется, есть ли у компании в наличии необходимая для выполнения подряда материально-техническая база, достаточно ли у нее специалистов соответствующего уровня, наконец, имеется ли у нее опыт строительства аналогичных объектов в течение последних лет.
И только после такого придирчивого предварительного отбора фирма получает право на участие в аукционе! Так же будет и у нас, если упомянутая поправка обретет статус закона.
Второе предложение-поправка связано с понятием «демпинга». Потому что с демпингом на государственных аукционах надо бороться предметно и жестко. В практике проведения аукционов сплошь и рядом встречаются просто обвальные снижения цены по сравнению со стартовой стоимостью контракта – на 30, 50, даже на 70 процентов. Причем все прекрасно понимают, что происходит чистой воды афера, что данную конкретную работу просто невозможно выполнить за такие деньги, но… Закон позволяет. Чтобы ликвидировать эту брешь, мы предлагаем законодательно установить нижний предел цены – так, чтобы снижение не могло превысить 15 процентов (цифра обсуждается). Если же фирма все-таки настаивает на более значительном снижении цены – допустим, на 20-25 процентов – она должна быть обязана детально обосновать, за счет чего она добьется такой дешевизны, убедив тендерную комиссию, что снижение цены не повлечет снижение качества выполняемых работ.
Тем самым мы отодвинем от кормушки распространенных ныне «специалистов» по зарабатыванию денег на торгах. Все прекрасно знают, как это делалось на традиционных аукционах (предварительный сговор - кому, в какой последовательности сбрасывать цену, кто в итоге должен получить госзаказ и какой процент он обязуется вернуть «заговорщикам» в качестве отката). Сегодня «аукционные жучки» активно встраиваются в технологии электронных торгов. Надо пресечь этот процесс законодательно.
И третья предлагаемая поправка касается отмены предоставляемой сегодня законом возможности деления одного крупного заказа на отдельные независимые лоты. Такая возможность снижает ответственность строителей за общий результат работы. Это всё равно, что отдать костюм на пошив разным портным. Один кроит рукава, другой занимается подкладкой… Ничего хорошего из этого не выйдет. Заказ должен доставаться одному генподрядчику, который и будет в полной мере отвечать за качество построенного объекта.

Строительная продукция – не биржевой товар

- Александр Владимирович, насколько реально то, что в ближайшее время предлагаемые поправки будут приняты и вступят в силу?
- В этих изменениях закона о государственных закупках заинтересовано и всё строительное сообщество, и представители Госдумы, включая председателя Комитета ГД по строительству и земельным отношениям Мартина Шаккума, и руководство Министерства регионального развития в лице министра Виктора Басаргина… Остро необходимо преломить ситуацию, когда на законодательном уровне выбор подрядчика для строительства ответственных объектов приравнивается к выбору поставщиков канцелярских скрепок для бюджетного учреждения!
Более того, если не лукавить в терминах, будущая строительная продукция вообще не подпадает под понятие «биржевого товара». Это не мебель и не медицинское оборудование, которые уже готовы к реализации. На момент проведения торгов строительной продукции вообще не существует! Что, в таком случае, продается на аукционе? К строительной продукции процедура электронных торгов вообще неприменима! По большому счету, нужен какой-то другой подход при выборе подрядчиков для строительства бюджетных объектов. Но как минимум, необходимо принять описанные выше поправки.
Все заинтересованы в том, чтобы изменить этот закон, поэтому, надеюсь, предлагаемые изменения не лягут под сукно. Мы рассчитываем, что дело двинется вперед уже наступившей весной, и до конца текущего года поправки будут приняты. К тому же в декабре грядут выборы в Госдуму… Полагаю, у депутатов есть веские причины активизировать работу, в том числе по принятию изменений в закон о госзакупках.

Откуда берется план в условиях рыночной экономики?

- Александр Владимирович, почему сегодня корректировка этого злополучного федерального закона занимает строительное сообщество столь сильно, отодвигая на второй план даже больную тему саморегулирования?
- К саморегулированию люди приспособились. Все же смотрят преимущественно не на общее, а на свое, частное. Насколько мне комфортно в таких условиях? Что лично мне сделать, чтобы к ним адаптироваться с меньшими затратами? Так рассуждают и чувствуют люди. К саморегулированию строительные компании адаптировались. Но остался острый вопрос выживания. Ответ на этот вопрос – в поиске и нахождении оплачиваемых заказов. А сегодня, к сожалению, на строительном рынке преобладают государственные деньги. Средства частных инвесторов для нас в настоящее время практически ушли в небытие. Реальный платежеспособный спрос превратился в отложенный спрос. Отсюда и такой повышенный интерес у строителей к электронным торгам, к госзаказу.

- Некоторые эксперты говорят об оживлении спроса, о том, что рынок восстанавливается…
- Да не чувствуется никакого оживления спроса! Недвижимость по инерции достраивается, вводится в эксплуатацию. При этом идут какие-то рапорты о «перевыполнении годового плана»... Скажите, откуда вообще берется этот план в условиях рыночной экономики? Кто и на основании чего подсчитал, сколько квартир нужно ежегодно строить в Новосибирске? Не административный план, а реальный потребительский спрос определяет количество построенного. При этом прогнозировать спрос - крайне сложная задача. Вот и строим мы фактически наобум, надеясь, что всё будет продано. Строительный цикл занимает много времени. Наш рынок инертен, у строителей нет возможности быстро свернуть стройки, переориентироваться на что-то другое. Сейчас мы видим: тысячи квартир стоят непроданными. Министерство строительства и ЖКХ Новосибирской области официально заявляет о 3,5 тыс. непроданных квартир по состоянию на начало 2011 года. Хотя даже не это является главным показателем того, что на самом деле никакого подъема на строительном рынке не наблюдается. Посмотрите на данные статистики по объемам выполненных работ по виду деятельности «Строительство» (в стоимостном выражении). В 2008 году этот показатель в Новосибирской области составил примерно 55 млрд. рублей. Данные по итогам 2010 года – около 38 млрд. рублей. На 30 процентов ниже. То есть спад никуда не делся, он, увы, продолжается. Спад во всем стройкомплексе (статистика ведь в данном случае собирает данные по всему строительству, а не только по работам на возведении жилья). Кроме того, наблюдающиеся сегодня бартерные отношения при расчетах внутри строительного комплекса – по всей цепочке движения строительной продукции – это верный признак того, что кризис не закончился. Бартер во взоимоотношениях зачастую превышает 60% всего оборота строительной компании.

Что будет с отложенным спросом

- Вы сказали про возникновение отложенного спроса на рынке жилья. Как вы думаете, могут ли сегодня застройщики так подвинуться в цене квадратного метра, чтобы «достать со дна», активизировать этот отложенный спрос?
- Прямо и точно вам на этот вопрос никто не ответит. Трудно также и прогнозировать, когда, наконец, спрос на новостройки действительно поднимет голову. Говорят, если хочешь насмешить Бога – расскажи о своих планах… Не хочу смешить. Скажу только о двух моментах, в которых уверен. Первое: этот отложенный спрос всё равно так или иначе будет влиять, давить на рынок самим своим существованием. Потому что он, суммарно, - велик. По разным оценкам, до 60 процентов жителей Новосибирской области в разной степени испытывают потребность в новом жилье. Кому-то хочется улучшить сложившиеся жилищные условия, кому-то остро необходимо хотя бы какое-то жилье, пусть самое маленькое по площади и «незамысловатое» с точки зрения комфортности… И второе: в перспективе грядет этап не понижения, а повышения цен на недвижимость. Строительный рынок, повторюсь, инертен. Сейчас строители, «затоварившись» квартирами, почти не закладывают новых объектов, ждут, пока продадутся готовые квартиры. Значит, в перспективе, года через два-три, возникнет дефицит предложения, обязательно сопровождающийся ростом стоимости квадратного метра. Вот это можно прогнозировать с высокой степенью уверенности.

«Мы изначально ориентированы на партнерские, доверительные отношения»

- Давайте немного поговорим о том партнерстве, которое вам довелось возглавить. Что отличает СРО НП Строителей Сибирского региона от других СРО аналогичной специализации? В чем преимущества?
- Мы получили статус саморегулируемой организации, были зарегистрированы Ростехнадзором и внесены в реестр первыми из строительных некоммерческих партнерств Новосибирской области, а на уровне России вошли в первые 50 партнерств: дата регистрации - 29 сентября 2009 года, регистрационный номер – 44. (Сегодня в стране действует, если не ошибаюсь, около 230 СРО, объединяющих строительные компании.) СРО НП Строителей Сибирского региона – единственная саморегулируемая организация в области, создавшая свой учебный центр.
Еще одно преимущество… Или даже не преимущество, а отличительная наша особенность: мы никогда никого не «тянули за уши» в наше партнерство, не давали кричащей рекламы по радио и телевидению, не предлагали какие-то одновременно соблазнительные и сомнительные условия вступления, и тем не менее, сумели в конструктивном, спокойном рабочем режиме собрать «под свои знамена» более 300 уважаемых добросовестных компаний, с тройным запасом перекрыв установленный законодателем минимум по числу членов. Основная часть фирм – из Новосибирской области. Но есть и около 40 организаций из других городов Сибири: Томска, Красноярска, Новокузнецка, Иркутска… Есть даже одна компания из Москвы. В итоге мы как-то незаметно для себя стали межрегиональным партнерством, хотя такой задачи для себя не ставили.

- Почему же за Строителей Сибирских регионов так дружно «проголосовал вступлением» строительный бизнес?
- Мы изначально ориентированы на партнерские, доверительные отношения со всеми членами, на взаимную поддержку и взаимовыручку. Став, по сути дела, общественными чиновниками, мы очень ясно отдавали себе отчет, что не имеем права повторять в своей работе ошибки Федерального лицензионного центра, не имеем права на безличное, безразличное отношение к членам партнерства. Собирая взносы, мы детально отчитываемся о том, как планируется потратить полученные средства, затем отчитываемся о том, как был исполнен этот план. Совет, члены партнерства могут влиять на эти планы. Люди оценили отлаженную «обратную связь» с руководством нашей СРО (чего никогда не было во взаимоотношениях с Федеральным лицензионным центром), оценили ясность и прозрачность отношений, конструктивный, человечный подход к работе.

Союз достойных

- Понятно, что все члены СРО НП Строителей Сибирского региона – компании уважаемые и достойные, но всё же: кем партнерство гордится более всего?
- Наше партнерство, безусловно, гордится тем, что в его рядах состоят организации, являющиеся лидерами регионального стройкомплекса. Это и возглавляемый Леонидом Сидоренко «Энергомонтаж», и Главновосибирскстрой (генеральный директор – Юрий Середа), и Стройтрест № 43 (Алексей Матвеев), и группа компаний «Первый строительный фонд» во главе с Майисом Мамедовым… Мы рады, что такие сильные организации – с нами. Справедливости ради отмечу, что за время нашей работы с 10 компаниями пришлось расстаться. Это была их инициатива, они добровольно вышли из состава партнерства. Причина – завершение строительного бизнеса, отсутствие соответствующих кадров… Словом, они перестали соответствовать требованиям партнерства, требованиям законодательства в сфере саморегулирования.

Со СРО не расставайтесь…

- А вернуться они могут?
- При соблюдении двух условий: приведения своих компаний в соответствие с действующими нормативными требованиями и выплаты вступительных взносов, а также взносов в компенсационный фонд.

- Придется платить второй раз?
- Да. По закону, ни взнос в компенсационный фонд (300 тыс. рублей), ни вступительные, ни членские взносы при выходе из НП-СРО компании не возвращаются, а при повторном вступлении она должна произвести эти выплаты снова. У нас ведь уже был такой случай: компанию никто не гнал, компания в целом соответствовала всем требованиям, но она сама ушла, потому что приостановила строительный бизнес. Ушла, а потом решила вернуться, и возник вопрос о «повторных взносах». Мы уточняли, консультировались в Национальном объединении, наводили справки в Министерстве регионального развития РФ… Именно так: надо снова писать заявление о вступлении, снова платить все взносы. Таков закон.

- Надо хорошенько подумать, прежде чем уходить из СРО…
- Совершенно верно.

СПРАВКА

Саморегулируемая организация «Некоммерческое Партнерство Строителей Сибирского региона» на сегодняшний день объединяет более 300 стабильных и надежных организаций, занимающихся строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом объектов капитального строительства.
В партнерство входят как крупные застройщики, так и представители малого и среднего бизнеса. Среди основных целей некоммерческого партнерства - допуск на рынок добросовестных, стабильных и успешных компаний, объединение сильных заказчиков и надежных подрядчиков; всесторонняя поддержка членов саморегулируемой организации, защита прав и законных интересов членов СРО, объединение усилий и координация деятельности членов Партнерства по укреплению и развитию материально-технической базы. Саморегулируемая организация Некоммерческое Партнерство Строителей Сибирского региона зарегистрирована в Государственном реестре СРО 29 сентября 2009 года (номер СРО-С-044-29092009).
СРО НП Строителей Сибирского региона имеет право выдавать допуски на все виды строительных работ, подлежащих регулированию. Свидетельства о допуске выдаются Партнерством бессрочно и действуют на всей территории Российской Федерации.
СРО НП Строителей Сибирского региона открыто для приема новых членов.

Материал подготовил Александр Русинов

Источник: газета "Строительные ведомости" от 14.03.2011 года №5 (361)


Опубликовано: 17.03.2011 20:27
Изменено: 05.11.2019 20:31